29 Ноя, 2018

Сколько стоит имитация, а также почему паразитизм не вечен (или все-таки вечен?)

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1: 5,00 из 5)
Загрузка...

Print Friendly, PDF & Email

Всю неделю мучает меня один вопрос. Почему люди тратят столько времени и средств на достижение чего-либо, а потом бросают в самом конце, когда все фактически готово и нужно только чуть-чуть «поднажать»? В спорте все понятно — это просто тщеславие. Посмотрите ролик ниже и, думаю, согласитесь. А почему в IT то же самое происходит? Вначале я думал, что это такой локальный феномен, что это у нас такие лентяи все, и делают что-то, лишь бы делать. Но теперь передумал (на счет лентяев и локального:)

На примере из IT-сферы эта ситуация выглядит как-то так. Продвинутая компания, которая занимается созданием веб-приложений (то есть явно находится где-то рядом с IT, почти в эпицентре)), заявляет, что хочет продвигаться в поисковых системах — нанимает аналитика, платит хорошие деньги за анализ конкурентов в поиске, за анализ структуры их сайтов и контента страниц, за изучение поискового спроса и создание визуального дерева этого спроса, за рекомендации по созданию собственного контента на основе всего этого анализа… Затем заказывает тексты, организует многочисленные обсуждения с копирайтерами и менеджерами, платит хорошие деньги верстальщику, и…

На выходе, сравнивая полученные результаты с рекомендациями всего для 1 страницы, мы видим, что из всего анализа менеджерам компании «пригодилось» только 6 тематических слов, которые добавили в контент — остальные NNN пунктов из выводов просто проигнорированы. И это оказывается еще не самая худшая страница! Есть такие, на которых сделали все просто «так, как нах нам хотелось».

А что, собственно, сделано не так? Ну например, полностью не соответствуют тайтлы страниц (более того, все страницы сверстаны с ошибкой и все тайтлы дублируются; но и это не самое глупое — из-за ошибки движка даже урлы страниц генерятся динамически и НИ ОДНА не индексируется поисковым роботом))). Полностью не соответствуют заголовки и подзаголовки, проигнорированы рекомендации по добавлению изображений и списков, исключены подготовленные блоки, на которых сломали не одно копье в обсуждениях, полностью проигнорированы рекомендации для верстки некоторых блоков на странице, и т.д.

При этом в процессе реализации со стороны компании никто ничего не обсуждает по поводу таких изменений. Фактически, с точки зрения продвижения в поиске вся проделанная работа окажется бесполезной.

Чем же это обосновано? Может, реально анализ какой-то левый, а они все правильно сделали?

И вот назначаются новые встречи, на которых присутствует по 5 человек от клиента, включая продакт-менеджера, маркетолога, верстальщика и других «очень-заинтересованных-лиц». В основном все эти лица молчат, а говорит маркетолог и иногда поддакивает менеджер.

  • Нам нужен очень простой сайт, — говорит маркетолог, — а вы предлагаете какие-то длинные полотна текста.
  • Подождите, а вы смотрели анализ конкурентов? Вы обратили внимание, что по вашим запросам в топе поисковиков страницы, у которых текста от 7000 до 30 000 символов? Ни одна ваша страница пока и близко не дотягивает!
  • Но людям же будет неудобно! Кто это все будет читать!
  • Подождите, но ведь это вопрос верстки. Мы же обсуждали возможность создания спойлеров, вкладок, свернутого текста и т.п. варианты — вот сидит верстальщик, он говорил, что все это возможно и легко реализуемо.
  • Да какая разница! Зачем столько текста в принципе? Мы на копирайтеров потратим больше, чем будет результата. Все равно из поиска пока ничего нет!
  • Подождите! Так предложение и состоит в том, чтобы снизить затраты на копирайтеров за счет некоторых «умных» сквозных блоков текста. Да и вообще, мы для чего работаем? Как раз для того, чтобы из поиска что-то появилось, и что-то вполне конкретное, вот же оценки!
  • Не знаю, я вообще считаю, что надо работать на конференциях и там получать лидов… И что это за форма обратной связи? Почему она каждой странице? Почему так так много шагов и полей? Кто это все будет заполнять?
  • Подождите, но текущая конверсия этой формы уже протестирована, она как раз самая высокая для всего сайта сейчас — около 20%, блин!
  • Ну и что, надо вынести ее на отдельную страницу!..
Распределение работы в офисе в процентах

Распределение работы в офисе в процентах

Задав еще ряд вопросов по существу, картина потихоньку складывается в голове. А не считает ли этот маркетолог себя «звездой», которая спустилась с небес для разговора с этими наемными кем-то там? А не хочет ли он просто путешествовать по миру, используя должность, а не ломать голову над всей этой фигней? Но в чем ты абсолютно становишься уверен — ни в каком продвижении в поиске он не разбирался, не разбирается и не хочет разбираться. А задачу ему спустили сверху, и «после того, как результата нет, наверно надо от нее вообще отказаться».

И вот ты садишься примерно посчитать, сколько денег они на эту и подобные страницы потратили (анализ поискового спроса, рекомендации, копирайтинг, верстка, многочисленные обсуждения), и понимаешь, что какому-нибудь белорусскому журналисту или копирайтеру, или верстальщику, или контент-редактору за эти деньги можно было бы полгода-год просто не работать — с абсолютно тем же результатом, который получился в итоге.

И вот ты понимаешь, что вся работа за несколько месяцев рискует попасть в мусорку, а не стать кейсом для конференции :)

И вот тебя начинает мучать вопрос: почему люди не «дожимают»? Это везде так, или только в Беларуси? Может, разводить лохов — это судьба всех «сеошников» экспертов во всем мире? Может, они сами виноваты и не надо грузиться по этому поводу, а надо просто снять с себя ответственность за результаты продвижения и продолжить получать от них деньги за… да за что угодно! Можно ведь на самом деле даже ничего не изучать, просто писать «из головы» любую чушь и выдавать за анализ рынка — они все равно не поймут и не реализуют?..

И вот, проходя мимо кафе, недавно открывшегося в районе, и глядя на их витрины и уличную площадку, приходит на ум хорошая аналогия, связанная с этой ситуацией. Она, конечно, не дает ответов на все заданные вопросы, но кое-что проясняет.

Суть вот в чем. На одном месте лет пять подряд работало кафе из одной развитой сети, которое сначала быстро расширялось, а потом медленно приходило в упадок — диваны внутри постепенно затерлись и стали видимо грязными, стены обшарпанными, порции маленькими, двери в туалет лязгали, и т.д. — много маркеров, сообщающих: что-то не так. Наконец полгода назад вывеска сменилась и на этом месте открылся новый — пивной — паб. Теперь пообедать за копейки здесь стало сложно, зато по вечерам — не протолкнуться. Этот паб тоже начал расширяться — появились столики на улице, их отделили от тротуара стенкой из листов осб (лол)), на стенки навесили горшки, в горшки посадили туи — в общем, все по-хипстерски и «как надо»…

Но неожиданно пришла осень, а за ней зима. Уличные столики пришлось убрать. А вот горшки с туями остались на улице. Летом их кто-то поливал — то ли официанты, то ли уборщица, а может директор? (omg) Они зеленели и даже немного подросли… А вот уже в конце ноября все их иголки стали желтыми. Ну и что, спросите вы? В чем прикол?

Прикол в том, что весной эти туи уже не «распустятся» и не «взойдут». Горшки, в которых их оставили замерзать, слишком маленькие, а такая желтизна — явный признак того, что они загибаются. Но никому до этого дела нет. Это ж просто туи — даже если они загнутся, 15*20=300 рублей и посадим новые. Понимаете к чему я клоню?

Для администрации этого кафе туи — лишь имитация заботы. Они поддерживают в них жизнь потому, что так нужно для позиционирования. Но когда наступает критическое для туй время, их выбрасывают на помойку. Типа это все шлак, который не стоит ни внимания руководства, ни внимания наемных сотрудников. Им что, платят за пересадку и укрытие туй спанбондом на зиму? Да ну нафиг. Не проще ли иcкуcственные кактусы купить, а, думает обычный сотрудник?

Почему в it-конторе с легкостью потратили неплохой бюджет на то, что никому в итоге не нужно? Да по той же причине, по которой эти туи никому не нужны. Людям платят не за результат, а за процесс, при этом, даже притягивая за уши метрики оплаты за результат, руководство не может обосновать финальную стоимость этого результата для исполнителя — она все равно получается несправедливой. При этом исполнителей тренируют НЕ ДУМАТЬ о ценообразовании вообще, потому что руководство БОИТСЯ показать реальную маржу сотрудникам и поделиться этой реальной маржой с ними соответственно их вкладу. Да и зачем, если их клиентам, заказывающим новое веб-приложение, на это ценообразование по большому счету тоже плевать — они же не специалисты, они в этом чаще всего не разбираются, они готовы платить за любые действия! Главное, чтобы в среднем по рынку стоимость была не выше ожидаемой…

Если что, я не социалист и не призываю к какому-либо «равному распределению». Просто два этих примера навели меня на мысли о том, что это совсем не «местечковая» проблема и в основе ее лежит глобальный вопрос с системой оплаты труда. Который, к слову, в некоторых IT-компаниях уже решается. Но обзор этих вариантов решения — явно тема для новой статьи :)

 А пока в качестве бонуса: 

 И можно почитать еще: 

  • Один экспериментик с рабочим временем и менеджментом: «Лондонская компания разрешила сотрудникам самим устанавливать себе зарплату. Если коллеги не против». Цитата оттуда: «Люди не хотят знать, сколько зарабатывают их коллеги, потому что боятся узнать, что те получают больше их самих. Менеджеры не хотят, потому что боятся потерять контроль». Ссылка
  • В развитие темы пост — «Интересно, есть ли у какой-нибудь компании заработная плата по запросу?»: ссылка.
  • А также про то, что система школьного образования не формирует новое поколение — она лишь отражает то общество, которое существует сейчас, и это напрямую связано со свободным и рабочим временем: ссылка.

Дмитрий Разахацкий

Этот сайт посвящен интернет-маркетингу во всех его проявлениях. Автор сайта более 15 лет занимается различными проектами в интернете начиная от небольших блогов, заканчивая сложными веб-сервисами и крупными международными интернет-магазинами. Подписывайтесь на рассылку, чтобы быть в курсе обновлений! Правила перепечатки.

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интересна стратегия продвижения? Подписывайтесь!