3 Ноя, 2021

SEO добралось до HR. Оптимизация резюме соискателей как бизнес — почему бы нет?

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Проголосуй!)
Загрузка...

Print Friendly, PDF & Email

Скандал не скандал, но кое-что интересное. На Reddit тысячи людей обсуждают кейс устройства на работу одной девушки, которая «хакнула» своим резюме службы HR в известных компаниях. А все почему? А все потому, что 1) в крупных компаниях уже используют автоматические алгоритмы по обработке резюме (это было для меня открытием, если честно, хотя по сути очень предсказуемо) 2) многие люди не просто знают об этом, а придумали абсолютно те же способы обхода алгоритмов, которые возникали на заре оптимизации под поисковые системы и затем стали называться «черным seo». В общем, почти классика жанра пользовательского ответа на рост конкуренции и развитие поисковых технологий…

Если вкратце, что произошло. Девушка-разработчица составила резюме со множеством «умных» фраз и наименований, брендов и имен, которых от нее «ждали эйчары» и разослала по крупным компаниям. Получив отклик 90% и кучу приглашений на интервью! Но это еще не все. В резюме она сознательно ввела в перечисление полностью фейковые названия. Например, среди языков программирования написала — Мия Халифа, среди технологий — VoldemortDB, в рабочих достижениях — «поставила рекорд братства вуза по количеству шотов водки за вечер», и т.д. Короче не просто куча ошибок, а куча сознательной лжи, на которую просто невозможно было не обратить внимание. Но почти никто не обратил…

Оптимизация резюме

Еще она вставляла в письмах фейковые ссылки на «правильные» анкоры (например, со слов «инженерный блог» ставила ссылку на музыкальный клип). Таки образом, просто НАЛИЧИЕ ссылки с правильного слова как бы «замыливало» взгляд и увеличивало доверие собеседника. Никто из эйчаров, похоже, ни разу по этим ссылкам так и не перешел. Но если бы и перешел, всегда можно сказать «упс, извините, ошибочка вышла» и прислать ссылку на какой-нибудь инженерный блог, правильно?)).

В общем-то, ее стратегия очевидна — все то же создание поискового шума в мутной среде, про которое я уже не раз писал. Для людей-роботов, которые обращают внимание только на формальные критерии отбора, не сильно вникая в суть.

Появится ли услуга SEO для резюме?

Что будет дальше? Придут ли люди к вопросу, вынесенному в заголовок, а именно к оптимизации резюме соискателей как бизнесу? Появится ли услуга SEO для резюме? А почему бы нет? Вполне реально, хотя тут и есть некоторые ограничения — все-таки, чтобы составлять оптимизированные резюме, нужна экспертиза в разных областях. Ее видимости можно добиться, выкачав и структурировав поисковой спрос, а затем внедрив в резюме все, что искали эйчары по требуемым темам. Но такое резюме обойдется в итоге заказчику в бешенные деньги. Намного дешевле будет консалтинг от реального эксперта с бытовавшим ранее «стандартным» сеошным подходом — кучей ключевых слов в тексте по всем подряд направлениям.

Вот вам варианты оптимизации резюме от пользователей Reddit:

  1. Добавляем раздел «Технологии, о которых я слышал», вписываем туда все известные наименования (как раз то, о чем написал выше — в общем-то, с этого и начиналось seo, на самом деле, когда вебмастера стали просто тупо в тексты страниц добавлять списки ключевых слов);
  2. В конце резюме добавляем блок любых нужных ключевых слов мелким шрифтом белого цвета, которые будут банально скрыты от человека, но видны роботу (фактически, это классический клоакинг в seo, за который сейчас банят сайты, если находят такое на их страницах — и это естественное развитие предыдущего пункта. Ну а что, логика же простая абсолютно: вот вам список — ах вам не нравится спам? — ладно, скроем его от ваших глаз)
  3. Создание чат-бота вместо резюме — а это уже seo лет через пять после первых двух вариантов со списком запросов и их скрытием, этакий аналог динамической генерации контента под поискового робота (тоже черная технология фактически). И это, кстати, реальный кейс от испанского маркетолога, которому надоело рассылать резюме и отвечать на однотипные вопросы рекрутеров — он через бесплатное приложение создал бота и разместил ссылку в своем LinkedIn, после чего с ботом пообщались 30 тысяч раз (!) и прислали 14 приглашений на собеседования и 11 предложений на работу.

И если вы думаете, что оптимизация резюме — это все далекое будущее, то вряд ли вы правы. Один украинский стартап запустил сервис CV Compiler еще в 2018 году, изучайте — https://cvcompiler.com/ Сервис помогает разработчикам (программисты, мобильные разработчики, аналитики, DevOps, тестировщики, дизайнеры, продуктовые менеджеры) улучшать свое резюме в автоматическом режиме. За ооочень небольшие деньги. И это не конструктор резюме (таких уже давно полно в интернете) — это именно попытка экспертизы в авто-режиме, с парсингом, анализом и оценкой (то что сейчас по-модному называют «скорингом») вашего готового резюме на основе огромной базы данных ранее проанализированных резюме для технических специалистов. То есть — бинго — это и есть ведь оптимизация в чистом виде!

Оптимизация резюме как сервис

Более того, попытки создать сервис с подключением реальных экспертов для проверки резюме тоже были, конечно. И даже с двойным дном. Вот, например, https://cvduck.pro/ который анонсировал проверку резюме айтишников ВРУЧНУЮ эйчар-экспертами и профессиональными редакторами. При чем «абсолютно безвозмездно». Как это, интересно, получается — Гугл найти столько экспертов для проверки резюме даже со своими бешенными зарплатами не может, а онлайн сервис — пожалуйста вам, предоставляет экспертов абсолютно бесплатно?)) С учетом того, что проект создала крупная софтовая компания, думаю, их стратегическая цель — это как раз собирать потенциальных кандидатов самим себе с помощью этого сервиса. Сэкономить на этапе поиска кандидатов фактически, с надеждой на то, что «в мутной воде» кандидатов-на-проверку будут резюме и с хорошими специалистами. Еще один вид рыболовного «фидера», так сказать :) По сути, зачетная попытка маркетологов оседлать волну «улучшателей резюме» в самом начале…

Какие навыки прописать в резюме

А что с поисковым спросом, кстати? На русском языке как услугу это почти не ищут, но само намерение улучшить резюме и найти, какие навыки туда написать, чтобы выглядело получше — огромная ниша.

оптимизация резюме поисковой спрос на русском языке

навыки для резюме поисковой спрос

А вот на английском seo-оптимизацию резюме уже ищут именно как услугу:

seo resume

Форма важнее содержания, или Чему нас учат эйчары крупных компаний на самом деле?

А вот откровения бывшего эйчара Гугла, который «лично просмотрел более 20 тысяч резюме» и уверял, что «менеджеры по найму ищут лучших людей, которых они только могут найти, но большинство из кандидатов сами упускают возможность быть замеченными». Он рассказывает про пять самых распространенных ошибок в резюме соискателей, на его взгляд.

На первом месте среди ошибок кандидатов в резюме он ставит — никогда не догадаетесь — ОПЕЧАТКИ! Затем длину текста, форматирование текста и «нарушение конфиденциальности» в тексте. То есть первые три пункта в чистом виде относятся к ФОРМЕ подачи материала. Четвертый пункт очень любопытный — что он имеет в виду под «нарушением конфиденциальности»?

Цитата:
«В резюме кандидат написал: «консультировал крупную компанию по разработке программного обеспечения в Редмонде, штат Вашингтон». Хотя этот кандидат не упоминал конкретно Microsoft, любой рецензент знал, какую именно компанию он имел в виду.»

Вы понимаете, что он имеет в виду? В резюме человек НЕ написал даже наименование компании, с которой реально РАБОТАЛ, но эйчара это заставило поморщиться, потому что эйчар ПОНЯЛ, какая компания имелась в виду. Вот так работа с крупным заказчиком внезапно превратилась не в плюс для кандидата, а в минус. При этом отбор резюме в автоматическом режиме идет именно по названиям компаний. И если ты претендуешь на работу в крупной компании, но не указываешь предыдущую работу в крупной компании, то тебя отсеют просто автоматически… Это не лицемерие, нет, «это другое», ага.

Но «опечатки, длина, форматирование, конфиденциальность» — это четыре ошибки, какая же пятая? На пятом месте в списке самых распространенных ошибок в резюме эйчар Гугла называет «ложь кандидата»! С призывом «никогда не стоит лгать в резюме — ложь разбивает сердце». И вообще, мол, ложь легко проверить — иногда через 15 лет людей увольняли за ложь в резюме…

Прекрасная лирика. Особенно с учетом эксперимента девушки, получившей на свое абсолютно лживое резюме почти стопроцентный отклик от крупных компаний. И еще, понимаете, ложь в рейтинге ошибок эйчара находится на пятом месте — на первом опечатки, напомню. Почему опечатки победили ложь? Ну, опечатки ведь намного легче распознать, неправда ли?))

Оптимизация резюме как бизнес

В общем, оптимизация резюме как бизнес — неплохой ответ лицемерам из HR. С одной стороны, крупные компании можно понять — если тебе в неделю приходит 50 тысяч резюме (это реальные цифры из HR-департамента Гугла), ты вынужден либо расширять штат, чтобы реально работать с обратной связью, либо как-то автоматизировать процесс. А тем более, когда люди реально врут и описывают свой несуществующий опыт (почитайте, кстати, как еще 1998 году пытался бороться с этим один разработчик, придумавший несуществующий язык программирования).

С другой стороны, то, что сегодня компании сделали с отбором кандидатов — банальное отсутствие вхождений в тексте резюме отсеивает кандидатов как мусор — это в чистом виде лицемерие и искажение. В то время, как ответ на их попытки «найти лучшего кандидата» кроется явно в другом, по-моему, — ведь разве обязательно каждую неделю проверять десятки тысяч резюме и назначать тысячи собеседований, чтобы найти подходящего кандидата на позицию? Даже статистически понятно, что «контекстная лучшесть» не связана с перебором всех возможных вариантов — как раз потому, что она контекстная.

Искать «самого лучшего» можно фактически до бесконечности — потому что с каждой новой тысячей кандидатов у кого-то из них будет появляться +0,1% в системе «скоринга». Вот только добраться до 100% точного соответствия все равно никому не удастся — нету идеала в жизни, если кто-то еще не понял (ибо дофамин не дает остановиться эволюции, а понятием абсолютной правды не оперируют даже в суде). Тем более это недостижимо, когда в процесс создания «самого лучшего кандидата» включатся «сеошники резюме» и поискового шума для эйчаров станет еще больше.

Ну что тут добавить… За что боролись, «человеческие ресурсы» — они такие, учатся и эволюционируют… Следим за развитием (если что, оптимизировать чужие резюме я не собираюсь, не обращайтесь:)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *