В конце прошлого года мне пришел запрос на продвижение проекта-агрегатора учебных курсов. У клиента несколько десятков направлений, которые он хотел продвигать, а также несколько тысяч страниц, уже размещенных на сайте. Вопрос стоял так: с чего начать и можно ли / как оптимизировать то, что уже опубликовано? Итоги предварительного аудита по проекту – перед вами. А задача оказалась не такая простая, как можно представить на первый взгляд. И вопрос заключался в первую очередь в стратегии…
С чего начать seo большого и «немолодого» сайта? Чтобы дать клиенту представление, над чем нужно будет работать, я решил взять одно простое направление и для начала посмотреть, как развивается поисковой спрос.
Например, одна из страниц, которую клиент отметил в списке самых важных страниц, касалась бизнес-обучения по программам MBA в Беларуси. С нее и начнем.
Содержание
Стратегия seo и поисковой спрос
Посмотрим на поисковой спрос по теме заказчика. Вот что показывала статистика запросов белорусских пользователей к Яндексу на конец 2019 – начало 2020 года (да, Гугл, соответственно, пока не учитываем, а просто держим в уме то, что его уже более 50% в РБ).
Поисковой спрос по запросу клиента:
Найденные синонимы для этой группы запросов:
Оказалось также, что есть ряд других запросов, но их мы оставим «на закуску» :)
Как все это может повлиять на стратегию SEO? Терпение)
Как видите, частотность запросов не очень высокая и сама группа запросов вроде бы не очень большая. Однако при этом, если структурировать интересы пользователей, получается, что у нас есть как минимум 7 разных направлений!
Например:
- Общие запросы (типа: mba, мба, mba образование, mba обучение и т.д.).
- Уточняющие информационные запросы (степень mba, диплом mba, система mba, …).
- Общие запросы с локальными добавками (мба в минске, mba беларусь, mba москва и тп.).
- Общие запросы с «продающими» добавками (mba стоимость, mba минск стоимость, mba бесплатно и тп).
- Запросы по заведениям (mba бгу, школа mba, …).
- Запросы по программам (программа mba, курсы мва, mini mba, mba управление, mba service, …).
- Отзывы (mba отзывы, рейтинг mba, …).
При этом текущий белорусский спрос и развитие «облака» запросов намного ниже, чем для остальных регионов. Для остальных регионов, например, есть запросы по направлениям «mba экономика, mba финансы, mba маркетинг«, или с другими продающими добавками, и т.д.
Но ведь белорусские программы обучения предполагают то же самое, просто их СЕЙЧАС не ищут в точном соответствии (т.е. просто ниша по каким-то причинам менее развита)!
И это означает, что первый вывод, который можно сделать: ориентироваться на текущий белорусский поисковой спрос стратегически может быть не совсем правильно, т.к. искать в какой-то момент могут начать, а контента на сайте нет, структура неполная, и т.д. Кстати, особенно важно это становится, когда клиенты хотят выглядеть «экспертами» в глазах своих пользователей…
При этом набор запросов даже для такой не очень развитой ниши как эта — слишком большой, чтобы применить его на 1 странице сайта. Соответственно, с точки зрения seo-стратегии нам нужно:
- Либо выбирать какие-то запросы и отбросить остальные, теряя их трафик соответственно.
- Либо спланировать развитие этого раздела каким-то образом с учетом всех этих запросов.
- Либо придумать способы использования или какие-то инструменты, чтобы усилить 1 страницу по максимально возможному количеству запросов (это могут быть разные модули внутренней перелинковки, генерации контента по маскам и т.д. — соответственно, это больше, чем задача подготовки ТЗ для написания статей).
Стратегия SEO и контент на нашем сайте
Теперь посмотрим на текущую страницу клиента по этой теме и быстро проанализируем ее контент:
- Тайтл: «запрос + сквозной текст».
- Заголовок: «Расписание: [запрос] на 2019 год».
- Контент: набор учебных программ в определенном формате со своими заголовками, кратким описанием и стоимостью (сейчас размещена всего 1 программа, правда).
- Другого контента на странице нет.
Как видим, страница фактически является аналогом категории / рубрики в любом интернет-магазине и предлагает для покупки набор каких-то «информационных продуктов». Вот только со списком реальных запросов пользователей на этой странице фактически ничего не совпадает, кроме 1 общего запроса (но и он получается очень слабый).
Стратегия SEO и контент страниц-конкурентов
Для сравнения посмотрим конкурентов в поисковой выдаче. По общему запросу сейчас в топе — институт БГУ, ИПМ, mba.21vk.biz и т.п. То есть это НЕ агрегаторы, не информационные статьи, а конкретные коммерческие курсы. То есть конкуренция по категорийным, общим и информационным запросам будет не только со статьями или информационными ресурсами, а с коммерческими ресурсами.
И подобная ситуация, как оказалось далее, характерна для большинства направлений клиента!
Почему это может повлиять на SEO-стратегию? Потому что развитие ниш при этом получается — абсолютно разное. MBA, которую мы рассматриваем, фактически можно назвать слабым «продуктовым» направлением. В отличие от «курсов по маркетингу», например — это общее категорийное понятие с огромным хвостом запросов, в котором есть и конкретные наименования курсов, и внутренние направления, и свои продукты по каждому направлению, и т.д.
Даже хвост запроса «курсы интернет-маркетинга» в Беларуси развивается по локализации (Минск, Гродно, Гомель, и тп), по направлениям (реклама, seo, итп), по компаниям — и это все фактически НЕ СООТВЕТСТВУЕТ текущей структуре страницы клиента.
Возьмем также в качестве примера оптимизации контента страницу сайта, которого клиент назвал конкурентом. Посмотрим контент одной страницы, которая использует точно такой же заголовок, а затем посмотрим топ-10 Гугла и топ-10 Яндекса по запросу из заголовка этой страницы.
Упс. Страницы конкурента в топе нет нигде. И – скорее всего — никогда не будет! Хотя с точки зрения seo эта страница – как и все страницы этого сайта — сделаны по похожему принципу: показать пользователю описательный текст, соответствующий 1 (одному) запросу.
Еще раз: ОДНОМУ запросу из всего возможного списка запросов! Делали явно «классические сеошники» (не очень умные, но об этом ниже).
Итак, страница конкурента в Яндексе отсутствует вообще, а в Гугле она только на 25-й позиции (при этом одна из «наших» страниц находится на 15-й позиции, т.е. намного выше!). Почему так, если у конкурента страница сознательно сфокусирована и оптимизирована, а «наша» страница «никакая»?
Такое происходит по одной простой причине:
- двух абзацев текста на странице конкурента НЕДОСТАТОЧНО для того, чтобы конкурировать с коммерческими страницами даже по 1 запросу!
- А страница клиента – фактически, страница конкретного курса, а не общей категории — стоит выше в поиске (т.е. предпочтительна с точки зрения поисковика), т.к. на ней мы видим 4 абзаца текста (т.е. в два раза больше) и на странице есть коммерческие маркеры.
Напрашивается вывод: тогда можно просто добавить контента на страницы и все будет ок с нашей стратегией и тактикой?
Действительно, смотрим другие страницы и видим, что на сайте конкурента есть страницы с 4, 5, 6 и более абзацами текста – и многие из них показываются высоко в поиске.
Например, страница «курсов по продажам» от конкурента, где текста примерно на четыре абзаца — в Яндексе была уже на 15 позиции, а в Гугле на 13. Проверим «нашу» аналогичную страницу…
Ого. Мы снова обходим конкурента – и попадаем в Гугле в топ-10! Правда, снова в топе страница конкретного курса… Почему «наш сайт» снова обошел конкурента? Все просто — на странице этого конкретного курса по продажам в этот раз контента даже не в два, а в 10 раз больше! И все равно страница получается «слабая» с точки зрения поисковиков для нахождения на самых первых позициях…
Но как минимум мы понял, что количество контента влияет, правда?.. Так значит просто добавь воды, как говорится?
А в чем проблема, собственно?
Но если так, то проблемы здесь кроются в следующем:
- Страница курса с 2 абзацами текста никогда не пробьется в текущий топ-10 — как предсказать тогда, СКОЛЬКО контента для какого раздела нужно сейчас и сколько нужно будет через полгода? Конкурент именно это и сделал — попытался написать минимальное количество контента для всех тематических страниц, которого должно было хватить, как они думали, для топа. Но как видите, это работает только частично.
- Страницы с большим количеством контента и коммерческими маркерами «пробивают» топ — но это стратегически неправильно, т.к. получается, что вы просто продвигаете чей-то один чужой курс. А с точки зрения агрегатора в топе по общим запросам должны быть не страницы отдельных курсов, а общие страницы с набором курсов по теме.
- И как теперь «перебить» ваши же сильные страницы (с большим количеством контента) в топе? Просто увеличив количество контента на категорийных страницах еще больше? Тогда за счет чего, что именно там описывать? И как долго будет держаться результат, если категорийная страница все-таки «перебьет» страницу конкретного курса?
Поэтому первый вопрос, который нужно понять — это вопрос seo-стратегии. А именно:
- Хотите вы собирать действительно по всем перечисленным направлениям весь трафик?
- Либо хотите весь, но постепенно?
- Либо хотите более точную фокусировку на избранные запросы (например, со словом «курсы» для начала)?
- Либо хотите сделать «правильно» вообще 1 раздел сайта для начала, например?
- Либо хотите изучить все направления, получить реальные данные и оценку возможностей, выбрать самые интересные, а затем уже принимать решение, что и как оптимизировать?
В зависимости от ответа дальше нужно планировать действия и их набор может отличаться. Бывает, что клиент просто не понимает, что его амбиции могут соотноситься с ОЧЕНЬ большими затратами и весьма длительным периодом работ. И на мой взгляд, задача нормального оптимизатора — как раз помочь понять клиенту то, чего он пока может не понимать…
В общем, как вы думаете, что ответил на подобный предварительный аудит и что выбрал в итоге клиент?
А что ответили и выбрали бы вы? ;)