Минторг опубликовал разъяснения об интернет-торговле в Беларуси. Основные положения: 1) Предоставление в рекламе описаний товаров в интернете является розничной торговлей по образцам через интернет-магазин 2) Интернет-магазином является сайт либо веб-страница, содержащая информацию о товарах, продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара 3) Всех оштрафуем, кто против.
Очень против были белорусские прайс-порталы и товарные каталоги, но понимания ситуации от представителей Минторга так и не добились…
Далее — текст разъяснений с сокращениями.
В связи с поступающими запросами и в соответствии с правом, предоставленным пунктом 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 ”Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам“, Министерство торговли разъясняет вопросы, связанные с использованием интернета для осуществления розничной торговли.
Согласно ст. 11 Закона РБ от 28 июля 2003 года ”О торговле“ розничная торговля может осуществляться, среди прочих форм, также в форме торговли по образцам. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 утверждены Правила осуществления розничной торговли по образцам (далее – Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что розничная торговля путем предоставления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в СМИ или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, является розничной торговлей по образцам, в т.ч. в глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазин.
Таким образом, предоставление в рекламе описаний товаров в глобальной компьютерной сети Интернет является розничной торговлей по образцам через интернет-магазин.
В пунктах 8 и 9 Правил установлено, что при торговле по образцам вне торгового объекта информация, предусмотренная пунктом 7 Правил (о продавце) и абзацами 2, 5, 6, 9 и 12 подпункта 9.1 пункта 9 Правил (о наименовании, цене, условиях оплаты, гарантийном сроке товара, изготовителе, импортере, представителе, ремонтной организации, сроке доставки, цене доставки и условиях ее оплаты) должна в обязательном порядке доводиться до сведения покупателя в информационных источниках, используемых для описания товара, например, в рекламе, в том числе размещаемой в сети Интернет.
Согласно п.2 Правил интернет-магазином является сайт, содержащий информацию о товарах, продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара.
Содержание
- 1 Выводы Минторга
- 2 Практические выводы Минторга
- 2.1 1) Интернет-магазин должен обязательно предоставить покупателю возможность рассчитаться за товар дистанционно.
- 2.2 2) На главной странице интернет-магазин должен разместить:
- 2.3 3) На сайте интернет-магазина нужно разместить:
- 2.4 4) Информацию о продаже товара нужно сохранять в течение 2 лет со дня продажи
Выводы Минторга
Исходя из вышеизложенных нормативных предписаний, можно сделать следующие выводы:
1) Наличие или отсутствие на сайте рекламы, равно как и наличие или отсутствие договора на ее размещение, не может являться основанием для признания или непризнания сайта интернет-магазином.
Для того, чтобы определить, имеем мы дело с интернет-магазином или нет, следует обращать внимание не на рекламу, а на установленные законодательством признаки интернет-магазина.
2) Интернет-магазин – это сайт. Законодательство Республики Беларусь не содержит определения понятия «сайт».
В этой связи полагаем, что для целей применения Правил страница информационного ресурса в сети Интернет под определенным адресом, позволяющим отличить данную страницу от других страниц информационного ресурса, рассматривается как сайт.
3) Еще одним признаком интернет-магазина является то, что на сайте, в том числе странице информационного ресурса в сети Интернет (далее – сайт) представляется информация о товарах, продавце и предоставляется возможность осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара.
В этой связи при наличии на сайте информации о продавце, товаре, включая цену товара, контактные телефоны, по которым можно заказать товар, то есть той информации, которая позволяет ”осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара“, сайт должен признаваться интернет-магазином.
Практические выводы Минторга
1) Интернет-магазин должен обязательно предоставить покупателю возможность рассчитаться за товар дистанционно.
Перечень способов оплаты, однако, не является закрытым — применяются любые способы по выбору продавца.
2) На главной странице интернет-магазин должен разместить:
информацию о продавце (название; местонахождение / информацию о госрегистрации ИП, наименовании органа регистрации, место жительства; режим работы; дату регистрации в Торговом реестре.
3) На сайте интернет-магазина нужно разместить:
Образцы документов, подтверждающих факт приобретения товаров и порядок их оформления (кассовый чек либо товарный чек, квитанция о приеме наличных денежных средств).
При приеме наличных денежных средств квитанция может служить единым документом, подтверждающим факт приобретения товаров, в случае продажи товара, не требующего значительного описания, например, стирального порошка, обуви и т.п.
При продаже технически сложных товаров к квитанции прилагаются надлежаще оформленные техпаспорт (инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, гарантийный талон), если в нем будет указана необходимая информация. Других документов тогда можно не выдавать.
Какие сведения должен содержать документ, подтверждающий факт приобретения товаров, смотрите далее по ссылке.
4) Информацию о продаже товара нужно сохранять в течение 2 лет со дня продажи
Журнал ведется в электронном виде. Предлагаемый формат его ведения: фио покупателя, адрес доставки, наименование товара, цена и условия оплаты, вид услуги, срок ее выполнения и цена, если оказание услуги предусмотрено договором, обязательства продавца и покупателя.
Минторг также обращает внимание на то, что за отсутствие регистрации и невыполнение других требований Правил предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин, за нарушения требований Закона о рекламе – от 20 до 50 базовых величин.
Полная версия текста разъяснений здесь.
Похоже Минторг решил запустить свои длинные ручишки в карман к вебмастерам и блогерам? Неправильный подход обложить налогом и сборами все что можно, мне кажется это застопорит развитие белорусским порталов и явно скажется отрицательно на байнете.
Мария, не думаю, что блогеров это сильно зацепит пока, но тенденции настораживают.
Решила сегодня сделать самый простой сайт-визитку для своей фирмы в райцентре. Домен — название фирмы.
У меня сейчас розничная разносная торговля по образцам. Плачу 15% от валового дохода. Товары белорусские. Сайт с каталогом товаров нужен только для того, чтобы указать его на визитках и других видах рекламы, а не отправлять покупателей на сайты производителей, как я это делаю сейчас.
Если я не укажу телефон и не будет формы для обратной связи, это обезопасит меня от посягательств всяких … Или при моем варианте налогообложения это все не имеет значения?
Если не будет формы онлайн заказа и телефона, то интернет-магазином это называть не должны. Хотя на практике может быть что угодно) Обычно налоговая на эти вещи не смотрит, а Минторг пока вас найдет в интернете…))
«Новая редакция закона РБ «О торговле» вступит в силу 22 июля 2014 года. Согласно ей, теперь все торговые площадки, при размещении магазинов, должны будут запрашивать данные о его регистрации в Торговом реестре, направлять интернет-магазину замечания и предложения, поступающие от потребителей, принимать меры по соблюдению продавцами требований о защите прав потребителей. То есть, интернет-площадка – это своеобразное «чистилище» Минторга». // Ирина Наркевич, зам министра торговли РБ, из интервью Тутбай