Локализация — одна из важных «фишек» поисковиков. Без локализации поисковой выдачи найти какой-то местный бизнес, сервис, что-то купить было бы очень затруднительно. Ну представьте: вводите вы запрос «заказать кройцбургер», а вам показывают сайты с доставкой по Сыктывкару. И что делать пользователю, а что продавцу? Страдают все!) Идея очень простая для понимания, да? Чтобы такой чехарды не было, давайте ограничим пользователя только местными результатами. Что было и что изменилось? И о чем говорят (ну или должны говорить:) локальные запросы оптимизатору и владельцу сайта?..
Вот что было в Гугле лет семь назад:
А вот что было в то же самое время в Яндексе:
Да, вы правильно поняли — Яндекс лучше локализован в Беларуси, так было всегда и так есть в настоящий момент. И я могу это доказать (на первом занятии моих курсов мы, собственно, этим и занимаемся)). Что мешает Гуглу сделать себя ближе белорусам? Отсутствие желания?
В любом случае, в связи с появлением локализации в ранжировании у разработчиков возникают вопросы:
- А как определить местные сайты, по каким факторам? По домену? По контенту? По айпи? По посещаемости из определенной страны? Со всеми подходами возникают проблемы.
- А при чем здесь САЙТЫ, если в поиске люди ищут не сайт, а… Что продвигается в поиске, кстати?
- А как проверить качество этого местного контента — может, оно такое низкое, что пользователям правильнее было бы давать что-то из другого региона?
- Ну и так далее.
Все эти вопросы по цепочке и постепенно привели к развитию новых факторов ранжирования (которых сейчас чуть ли не более 800 у Гугла, как пишут в новостях на сеошных сайтах). И этот процесс не остановить)) Но вернемся к локализации.
Гугл как настоящий славянин как обычно размахнулся широко и не просто ввел локализацию результатов поиска по некоторым факторам, но и создал собственную сетку локализованных страновых доменов. Мол, хотите получать местный контент в Беларуси — заходите на google.by и будете получать только его. А если зайдете на google.com, то получите универсальный. А если на google.it, то итальянский, и так далее. И упорно скупал эти самые домены — в Беларуси даже был суд с киберсквоттером, напомню. Подкрутим им к домену страновую выдачу. А заодно покажем этим местным туземцам, что мы знаем об их существовании (вопрос позиционирования, в общем).
К чему это привело?
Вначале все было хорошо, но постепенно стало очевидно, что такая стабилизация вводит в заблуждение людей, которые… путешествуют со своими девайсами. И таких людей немало. Также этими доменами пользовались для проверки результатов продвижения (и получали зачастую неверные результаты, хотя это уже другой вопрос). И самое главное — как видно на скриншоте выше, глобальный Гугл просто НЕ ХОЧЕТ активно вкладываться в супер-локализацию, так ее назовем, и залазить своим поиском в самые захудалые уголки Вселенной этой небольшой планеты. Пока не хочет:) Просто у него есть универсальная выдача, которую он считает крутой, и другие конкурентные преимущества — в отличие от «мелких» страновых игроков типа Яндекса.
Откуда берутся локализованные запросы и о чем они говорят?
Откуда берутся локализованные запросы в поисковой статистике — типа «курсы seo в Минске» — если выдача локализована? Ведь идея в том, что вы сидите в Минске, вводите «курсы seo» — и вам показывают именно минские курсы? Зачем еще что-то уточнять? Но тут вдруг пользователи берут и уточняют, тратят свое время на это…
1 В первую очередь — от безысходности. От несовершенства поисковика, который — несмотря на все свои факторы ранжирования — все еще плохо понимает ваш контент на сайте. Поэтому пользователю приходится уточнять свой запрос, и со временем он к этому привыкает.
2 Второе, на что указывают подобные запросы — это степень конкуренции, конечно.
Первые такие опыты уже есть — я видел и белоруссский проект каталога с сортировкой бизнесов по улицам, и попытку продвижения окон по районам Беларуси, и поисковую статистику о продаже дверей по районам города (которую, к слову, не использует на своих сайтах никто!:).
Ну например:

Двери уже ищут по районам города. И это Беларусь, детка! В которой конкуренции кот наплакал — по сравнению с Чехией или Великобританией, например…
3 И только в третью очередь — это намерение пользователя найти что-то в другом регионе.
Так что все-таки сделал Гугл?
Что произошло в итоге у Гугла с доменами, с которых я начал эту заметку? Локализацию поисковой выдачи по умолчанию для своих доменов Гугл отменил. То есть теперь айпишник правит бал, и не важно, по какому домену Гугла вы зашли.
Поисковик объясняет изменения тем, что «один из пяти поисков относится к местоположению», и компания считает предоставление локализованной информации необходимой для лучшего поиска. Для тех, кто часто путешествует, при подготовке к поездке придется поменять настройки, чтобы искать по месту назначения. Зато, когда пользователь попадет в страну назначения, настройки поиска изменятся автоматически, а затем вернуться в исходное положение по возвращению домой.
Самое интересное, что люди всегда забывают, с чего все начиналось — к хорошему быстро привыкаешь и начинает казаться, что так и было всегда. Но локализация как фактор ранжирования в поиске на самом деле появилась не очень давно. Тем не менее, за несколько лет существования стали очевидны и некоторые минусы такого подхода. Так что это еще не конец, ждите обновлений, друзья! :)