13 Дек, 2016

Мнение: «В социальных сетях реклама не работает»

Текст ниже написал в конце 2012 года Герман Клименко — владелец онлайн-сервиса LiveInternet. Заметка была опубликована в журнале «Секрет фирмы». Мне лично не нравится то, что говорит и какие идеи продвигает этот человек сейчас в России (сужу по нескольким цитатам, которые видел в тематических интернет-сми). Тем не менее, его счетчиком я пользуюсь :) Комментарий же — просто дополнительный штришок, который показывает динамику развития ситуации с пониманием места и роли SMM.

В частности, три года назад уже было понятно, что существующий таргетинг по стандартным параметрам перестает спасать — когда кликабельность в 0,05% считается хорошей, это звучит как-то совсем вымученно. Уже было понятно, что роль микро-таргетинга будет расти — и в том же ВКонтакте весьма популярным быстро стал скрипт ЦереброТаргет. Вот только в то, что это смогут автоматизировать для показа по психологическим профилям и т.п. штукам, слабо верилось. И в то, что рекламщики начнут использовать методы военно-политической пропаганды — тоже. Прошло три года — и система работает. А сммщики, не стесняясь, рассказывают и учат последователей тому, что можно врать и не краснеть при этом.

Фейсбук с этой точки зрения — как привлекательная платформа для рекламодателей — не только по-прежнему в аутсайдерах, но еще и развел таких паразитов у себя на теле, которые скоро могут его самого ням-ням (по частям))…

***

В меня полетят, наверное, камни, но выскажу крамольную мысль: в социальных сетях реклама не работает. Точнее, работает вовсе не так, как думают заказчики. Все мало-мальски уважающие себя компании сейчас ринулись продвигать себя в соцсетях. Им кажется, что реклама там дешевая, а ее KPI заключается в массе френдов, «лайков», комментариев. Это какое-то дикое поветрие, как в свое время с купонами, такое ощущение, что скоро каждая булочная в Новокосино заведет себе страничку с 1 тыс. френдов «Вконтакте».

При этом на продвижение брэндов в новых медиа работает целая индустрия. Подхватив модный тренд, на рынке появилась куча SMM-агентств. Если позвонить в некоторые из них, то вполне можно услышать в ответ: «Перезвоните позже, у меня контрольная по математике». Шучу, конечно, но общий уровень SMM-специалистов удручает.

«Неправильные» люди — это лишь часть проблемы. Самое главное, у Facebook или «Вконтакте» еще нет эффективных инструментов таргетирования аудитории. Сейчас соцсети могут проанализировать пользователей по региону проживания, возрасту, полу. А рекламодателям нужны их интересы. В частном порядке отследить потребности юзеров с помощью публикуемых постов, комментариев и «лайков» можно. Но автоматизировать этот процесс — нет.

Второй минус рекламы в соцсетях заключается в бизнес-модели. Она представляет собой не сервис (как поисковики или почта), а коммуникационную среду. Люди воспринимают свою страничку в Facebook как личное пространство, и их безумно раздражают попытки рекламных атак со стороны компаний. Они априори не настроены потреблять рекламу.

Конечно, общая картина не так уж печальна. Польза от рекламы в социальных сетях есть, но находится в иной плоскости. Ждать роста продаж от баннера в Facebook не стоит, а вот повышения узнаваемости брэнда вполне можно добиться. Не надо забывать о свойствах распространения информации в соцсетях — она движется как вирус. Отключили электричество в Шереметьево — моментально пошла волна возмущенных постов в соцмедиа. Компании тут же пришлось на них отвечать и давать оперативные сводки о ситуации в аэропорту. Молчать нельзя — иначе вылетишь с рынка.

Как канал поддержки связи с клиентами и имиджевой рекламы, соцсети — идеальная площадка. На самом деле большинство страничек в Facebook уже представляют собой горячую линию для клиентов. Правда, подходят они опять-таки для крупных брэндов, малому и среднему бизнесу это невыгодно.

А вот конвертацию SMM-рекламы в реальные продажи мы увидим лишь в том случае, если «Яндекс» купит «В контакте», а Google — Facebook. Таргетинг поисковиков и огромная аудитория соцсетей в сумме могли бы совершить взрыв на рекламном рынке. Жаль, что простые решения — это не путь крупнейших интернет-компаний. Каждая из них мечтает стать победителем.

Автор: Герман Клименко, владелец онлайн-сервиса LiveInternet

P.S. На днях обсуждали со студентами ситуацию с пост-правдой и прочими описанными в последних четырех статьях вещами. Получилось неплохая лекция, мне кажется. Могу выложить, если кому-то интересно из подписчиков — за лайк, естественно ;)

P.P.S. Улыбнитесь :)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + одиннадцать =

Нужны советы по продвижению сайта? Подпишись сейчас!